Skip to content

Венские киноакценты | Александр Митта рассказал в Австрии о Шагале и Шиле

РГ скан

Немного психоанализа не помешало бы. Чтобы лучше понять, какое бессознательное движет людьми в родной стране Зигмунда Фрейда оставлять все свои дела и заботы и выстраиваться сегодня в длинные очереди на вход в венский Бург-кинотеатр перед сеансами на российские фильмы? В Австрии завершались Дни российского кино Госфильмофонда РФ. Юнеско включило кофейные традиции Вены в список нематериального всемирного культурного наследия. Традиции Госфильмофонда вполне могли бы претендовать на пополнение этого списка в контексте международного представления кинонаследия России, которое успешно осуществляется крупнейшим хранилищем фильмов в мире, несмотря ни на какие санкции, повороты истории и тревожные прогнозы на будущее. Когда завершился второй Венский кинофестиваль российского кино, стало очевидно: в Австрии русские фильмы расставили правильные международные киноакценты. И это были дни, когда культура гораздо сильнее влияла на настроения людей, чем экономика и политика.

Госфильмофонду удалось невозможное: за несколько дней охватить столетнюю историю нашего кино с 1914 по 2014 год и объединить на экране одну страну с тремя названиями: Российскую Империю, СССР и Российскую Федерацию. Представить в Вене фестиваль не только интересный, но и сомасштабный человеку, когда число и уровень показов не вызывает чувства усталости и эмоциональной перегруженности, а западает в душу и остается там навсегда. Хронологически рамки венской программы «Новое российское кино и киносокровища Госфильмофонда России» охватывали от первой мировой войны до событий наших дней. Со взглядом на историю через женскую судьбу: от похождений молодой женщины в Первую мировую войну в дореволюционной картине Михаила Мартова «Огнем и кровью»; до фильма «Еще один год» 2014 года из жизни одной современной семейной пары, снятой Оксаной Бычковой по мотивам володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь». Собственно, и в картине Александра Митты «Шагал-Малевич», представленной в Вене, речь шла не только о дружбе двух российских художников, но и о роли жены во взаимоотношениях гения, общества и истории.

Сыграть человека, который достоин такой любви, это сложная работа Итак, Вена, аншлаг в Бург-кинотеатре, показ «Шагала-Малевича», все места в партере заняты за час, балкон — битком, у стен негде встать. Режиссер картины Александр Митта явно доволен таким раскладом. «Марк Шагал всю жизнь любил свою жену, — рассказывает режиссер в ответ на просьбу определить, чья роль в его фильме все-таки главнее. — Когда она сильно простудилась и неожиданно за одну ночь умерла, — в жизни, не в нашей картине, — Шагал утром пришел, упал на ее кровать — никакой мелодрамы в этом не было — и лежал там шесть часов. А когда встал, то он был седой… И после этого полгода не мог работать и писать. Сыграть человека, который достоин такой любви, который создает такую атмосферу в семье, как верный друг, помощник, как человек, который во всем помогает своему мужу, — это сложная работа. В нашем фильме актриса Кристи Шнайдер, сыграв жену Шагала, по-моему, с задачей справилась… Но я хотел обратить внимание на следующий момент: в этом году очень интересная подборка фильмов на фестивале в Вене, настоящее собрание картин. «Окраина» Бориса Васильевича Барнета — уникальная работа, старт всей оттепели в кино к новому движению, картина, лишенная какой бы то ни было идеологии, говорящая языком полной правды. Сам Борис Барнет в годы нашей учебы — это был просто живой наш бог. Мы на него молились. Он был невероятный красавец, боксер в прошлом, у него было пять жен, и эти женщины так сильно его любили, что они образовали клуб жен Бориса Барнета. Они собирались, обсуждали его, собирали сведения о нем… Он был невероятно доброжелательный, добрый человек, но его постигла трагическая судьба. В 63-м году «Мосфильм» решил реорганизовываться, и не нашел ничего лучшего, как уволить Бориса Барнета. Он был довольно молод еще по нашим понятиям, — 62 года ему было. И он покончил с собой, не пережив этого. А через два года вспыхнула на весь мир его невероятная слава, и если бы он бы жил — просто ставил бы дома чемодан с грязным бельем, брал новый и разъезжал бы по всему миру, потому что все фестивали захотели видеть его фильмы. И то, что в Вене еще раз вспомнили его картину, по-моему, хороший культурный шаг Госфильмофонда. Так же как и показ «Соляриса» Андрея Тарковского. Он мой сокурсник, мы пять лет учились вместе. Пока учились, все были равны, а когда окончили, он с первых же шагов пошел все выше и выше. Но однажды мне довелось соседствовать с ним в ГДР, еще во времена жестких режимов: «Солярис» и моя картина «Гори-гори, моя звезда» были названы двумя самыми любимыми фильмами немецкой молодежи. Мне приятно сейчас еще раз было оказаться с ним в одной компании… Я мог бы столь же высоко аттестовать все картины из российской программы. Госфильмофонд собрал классную коллекцию, представить себе лучше, многообразнее советское и российское кино, по-моему, невозможно. Мы скромно попали в этот список. Может, и незаслуженно, но мы во всяком случае гордимся этим.

P.S. Самый популярный вопрос А. Митте в Вене был: не хотел ли бы он теперь взяться за фильм про австрийского художника Климта? «Климт и без меня великий, — отвечал режиссер. — А вот про Эгона Шиле я бы снял».

© Ирина Корнеева, Российская газета

Viennese film emphases

Aleksandr Mitta speaks in Austria about Chagall and Schiele

 
Some psychoanalysis wouldn’t hurt. To understand better what kind of unconscious makes people in Sigmund Freud’s homeland push all of their matters and cares aside and build up today long queues at the entrance of the Viennese cinema “Burg Kino” before showing of Russian films. Days of Russian Cinema of Gosfilmofond of the Russian Federation ended in Austria.
UNESCO included coffee traditions of Vienna into nonmaterial world culture heritage. Traditions of Gosfilmofond could really claim to enlarge this list in the context of international presentation of film legacy of Russia, which is successfully carried out by the largest film depository in the world despite any sanctions, history turns and alarming forecasts. When the second Film Festival of Russian Cinema in Vienna ended, it became clear, that in Austria Russian films had put right international film emphases. And those were days, when culture affected people’s mood stronger, than economy and politics.

 
Gosfilmofond managed to do impossible: in a few days to cover a century of our cinema history from 1914 till 2014 and to unite on the screen one country with three names: the Russian Empire, the USSR and the Russian Federation. To present in Vienna a festival not only interesting, but also of the same scale as people, when number of showings and their level doesn’t make people tired or emotionally overloaded, but imprints on their minds and stays their forever. Chronologically the frameworks of Viennese programme “New Russian cinema and film treasures of Gosfilmofond of Russia” covered events from the World War I till our days. With view on the history through the woman’ fate: from adventures of a young woman during the World War I in a pre-revolutionary picture by Mikhail Martov “By Fire and Blood”; to the film “One More Year” of 2014 about the life a modern couple, directed by Oksana Bychkova and themed on a play “With Your Beloved Don’t Part” by Aleksand Volodin. As a matter of fact, a film by Aleksandr Mitta “Chagall-Malevich”, presented in Vienna, tells not only the story of the friendship between two Russian painters, but also about the role of Chagall’s wife in relationships of the genius, the society and the history.
Thus, Vienna, full halls in the cinema “Burg Kino”, the showing of “Chagall-Malevich”, all seats in the stalls have been occupied an hour before, the balcony is packed, there is no place to stand near walls. Director of the picture Aleksandr Mitta is obviously pleased by such disposition. “Marc Chagall loved his wife his entire life”, tells director in response to the request to specify whose role after all is more important in his film. “When she had a bad cold and died unexpectedly overnight, – in life, not in our film, – Chagall came in the morning to her bed and fell on it – there was no melodrama in it – and stayed there for six hours. When he rose, his hair was gray… And after this he couldn’t paint and work for half a year. To play a man, who is worth such love, who create such atmosphere in his family, who is like faithful companion, assistant, like a person, who help her husband in every possible way is a difficult work. In our film actress Kristina Shneiderman, playing the role of Chagall’s wife, in my point of view, fulfilled the task… But I wanted to draw your attention to the following moment: this year the festival in Vienna has a very interesting selection of films, a real collection of pictures. “Outskirts” by Boris Vasilievich Barnis is a unique work, the start of the thaw in the cinema for a new movement, a picture lacking any kind of ideology, speaking the language of complete truth. During our university years Boris Barnet was really a living god. We glorified him. He was incredibly handsome man, boxer in the past, he had five wives, and these women loved him so much, they formed a club of Boris Barnet’s wives. They assembled, discussed him, and gathered information about him… He was an incredibly amicable, kind person, but a tragic fate befell him. In 1963 “Mosfilm” decided to reorganize itself, and for want of a better response fired Boris Barnet. He was quiet young by our notions – 62 he was then. And he committed suicide, not being able to endure that. And two year later his incredible fame flashed throughout the world, and if he lived he would only put his suitcase with dirty clothes at home, take a new one and traveled all over the world, as every festival wanted to watch his films. And I consider the fact that Vienna brought back one more time his film to be a good cultural step of Gosfilmofond. As well as the showing of “Solaris” by Andrey Tarkovskiy. He was my fellow student, we studied together for five years. While studying everyone was equal, but after the graduation he started to climb higher and higher. But I happened to be neighbors with him in the East Germany back at the times of strict regimes: “Solaris” and my picture “Shine, Shine My Star” were named the two most anticipated films of German youth. It was a pleasure for me to be in the same team with him once more. I could give same hight credites to every film from the Russian programme. Gosfilmofond gathered an awesome collection, I think it is impossible to imagine better, more varied Soviet and Russian cinema. We humbly got in this list. May be undeservedly, but we are proud of this.
P.S. The most popular question to Aleksandr Mitta in Vienna was:”Do you want to direct a film about Austrian painter Kilmt now?” “Klimt is famous without me”, answered director. “But I would gladly do a film about Egon Schiele”.
Irina Korneeva, Rossiyskaya Gazeta

 
English translation from Gosfilmofond.ru

 
РГ скан